Модернизация российского
образования предполагает отведение семье исключительной роли в решении задач
воспитания, развития и оздоровления ребенка.
Семейное воспитание является
оптимальным для маленького ребенка, поскольку любовь близких взрослых, их
чуткое и гибкое отношение, индивидуальное общение являются необходимыми
условиями нормального развития ребенка и его хорошего эмоционального
самочувствия. Однако далеко не все родители понимают возрастные особенности
детей до 3 лет и умеют найти адекватные педагогические воздействия. В
большинстве семей сохраняются представления о раннем возрасте как о периоде
физиологического созревания и физического развития. Считается, что психическое
развитие начинается после 3 лет. В результате внимание родителей сосредоточено
на физическом здоровье малыша, ограничено гигиеническим уходом (кормление, прогулки,
купание и т. д.) и предоставлением ему множества игрушек. В других семьях,
напротив, переоценивают возможности ребенка и начинают учить и воспитывать
2-летнего малыша так же, как ребенка 5–7 лет (учат читать и писать,
пользоваться компьютером, сажают перед телевизором и т. д.). В обоих случаях
игнорируются возрастные особенности детей, что может привести к весьма
печальным последствиям. Результатом такого «неумения» родителей является
нарастание тревожных проблем, связанных с психическим здоровьем и развитием
детей (задержки в умственном и речевом развитии, отсутствие воображения,
дефицит внимания, импульсивность и агрессивность, эмоциональная глухота и т.
д.).
Известно, что в настоящее время резко
увеличилось количество детей раннего возраста имеющих различные отклонения в
психомоторном развитии.
Анализ контингента детей, поступающих к нам в
детский сад, в группу раннего возраста показал, что увеличивается количество
детей нуждающихся в ранней психолого-педагогической помощи. Поэтому была
открыта группа, где осуществляется индивидуально-ориентированная
психолого-педагогическая помощь с учетом состояния здоровья, темпа уровня
развития, возраста и характерологических
особенностей ребенка.
Маленький ребенок зависим от взрослого, родители
и педагоги являются его главными авторитетами, он обладает повышенной
внушаемостью, стремиться подражать. Нервная система ребенка необычайно
пластична и способна к изменению,
перестройке, именно поэтому уже в раннем возрасте необходимо начинать
целенаправленную работу по коррекции нарушений.
Для
создания условий более эффективной работы с детьми раннего возраста и
привлечения внимания родителей к проблемам развития детей, с целью создания
пространства «детский сад - семья» в нашем учреждении была разработана программа
взаимодействия педагогов с семьями воспитанников раннего возраста,
реализованная в рамках детско-родительского клуба «Растём вместе».
Работа
детско-родительского клуба «Растем вместе» предусматривает построение отношений с семьями
на принципах добровольности и личной заинтересованности. Тематика встреч
определена по запросам родителей и
предусматривает гибкую коррекцию в случае необходимости.
Целью
разработанной нами программы является оказание психолого-педагогической
помощи семьям в период первого года пребывания детей в дошкольном учреждении.
Программа
предусматривает обучение родителей игровому взаимодействию с детьми, повышение
психолого-педагогических знаний родителей и обеспечивает психологическую
комфортность детей и родителей в дошкольном учреждении.
Родительский клуб работает в течение всего
учебного года, встречи организуются 2
раза в месяц. На заседания клуба приглашаются специалисты: педиатр,
педагог-психолог, учитель-логопед, и другие. Встречи проходят в форме групповых дискуссий, круглых столов. Разбор
конкретных случаев и педагогических ситуаций, отработка умений и навыков в
тренинговых упражнениях является основным в работе с родителями. Вся работа
направлена на формирование у них осознанного отношения к развитию психомоторных
качеств детей раннего возраста, а также информирование о проблемах воспитания и
развития детей раннего возраста.
Предусматривается
и работа с детьми, которая включает в себя развивающие занятия с использованием
комплекса упражнений и игр, направленных на развитие психомоторных качеств.
Координация движений, мелкая моторика, чувство ритма развиваются через
использование на занятии подвижных игр, пальчиковой гимнастики, через
проведение развивающих игр с использованием игрушек, различных видов терапии, а
также с помощью продуктивной познавательно-творческой деятельности. В каждом
занятии прослеживается взаимосвязь между различными видами деятельности,
направленными на решение развивающих и воспитательных задач.
Главное в работе клуба это отношения между
матерью и ребёнком. Педагогам отводится роль консультанта, обучающего родителя
специальным умениям, приёмам взаимодействия с ребёнком, специалист и родитель находятся на одном
уровне партнёрских отношений. Такая модель позволяет более эффективно решать
поставленные задачи развития ребёнка.
Наша работа носит
комплексный характер. В ней представлены все виды деятельности, доступные детям
раннего возраста. Занятия проходят в спокойной, доброжелательной обстановке.
Этому способствуют психолого-педагогические условия – активное взаимодействие
родителей и детей на занятии, атмосфера и условия сенсорной комнаты,
музыкальное сопровождение, которое создаёт положительный эмоциональный настрой
на занятии.
Наша задача способствовать активному включению
родителей в воспитательный процесс. Гармонизировать межличностные отношения
родителей и детей. Вызвать у родителей потребность в совместной деятельности с
ребёнком, повысить уровень педагогической компетенции родителей в вопросах развития
детей, возрастных особенностей и игрового взаимодействия с детьми. В целом
занятия в клубе позволяют ребенку безболезненно
прожить первый год пребывания в детском саду.
В современных социальных условиях в основе новой
философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что
за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные
институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность.
Успешное
решение задач воспитания и развития детей возможно только при объединении
усилий семьи и дошкольного учреждения.
|