Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями в формировании готовности дошкольников к школьному обучению
"Школа для родителей всегда выступает в качестве новой
формы власти над их ребёнком
А ребёнок для родителей всегда является частью их самих, причём наиболее незащищённой частью”.
А.И. Луньков
В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе.
Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания
является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе
Поступление в школу – важное событие в жизни ребенка
дошкольного возраста и его семьи. С этим событием связаны радость и тревога,
надежды и опасения. Современный родитель стоит перед выбором варианта
подготовки ребенка к школе, в котором первоклассник мог бы максимально
реализовать свои возможности.
В
связи с повышением государственных требований к качеству дошкольного образования
и уровню готовности ребенка к школе усиливается ответственность семьи как
первого института социализации человека. Одним из условий обеспечения
готовности ребенка к школе является психолого-педагогическая компетентность
родителей. Которая является одной из основных задач нашего педагогического
коллектива в работе с родителями.
Так как же организовать работу с семьей по подготовке
дошкольников к обучению в школе.
В настоящее время в нашем детском саду при
организации работы с родителями старших дошкольников используются как
традиционные формы и методы работы, так и новаторские, нетрадиционные . При
этом учитывается мнение родителей и акцент ставится на активных методах
взаимодействия родителей со специалистами. Многообразие существующих методов и
форм, среди которых наиболее распространенными являются следующие: фронтальные
и индивидуальные опросы родителей, изучение социального портрета семей
воспитанников, групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, диспутов,
родительских гостиных, организация дней открытых дверей, дней счастливой семьи
для родителей, активизация деятельности информационных корзин, информационных
писем,совместное проведение досуга,
целевые и спонтанные беседы - встречи с членами семей воспитанников,
групповые встречи - практикумы с элементами тренинга, составление
генеалогического древа семьи, составление семейных альбомов, наглядная
пропаганда, беседы и консультации, организация клубов, организация деловых игр.
Практика организации работы с родителями
старших дошкольников,показала, что
информация не может быть представлена в полном объёме на родительских
собраниях. А слишком большая информация, помещенная на досках объявлений, плохо
воспринимается, если условия не располагают к этому. Более эффективными
оказались информационные письма, которые пришли в нашу практику из школы Марии
Монтессори. Информация, касающаяся подготовки ребенка к школе, распечатывается
на принтере, ксерокопируется в необходимом количестве и раздаётся родителям.
Для большей эффективности специалист через некоторое время может спросить:
«Доходчиво ли было составлено сообщение? Заинтересовало ли сообщение родителей?
Есть ли необходимость организовать встречу со специалистами по данной
проблеме?». Иногда такое письмо соединяется с анкетой, которая составляется для
того, чтобы оперативно получить отклик и выяснить позицию родителей по проблеме
поступления ребенка в школу.
Наиболее интересной формой работы с
родителями является выпуск газеты «Вести от сороки» где для родителей
размещается информация о проведенных менопроятиях, рекомендации и полезные
советы.
Новыми, интересными и эффективными
формами сотрудничества с родителями являются групповые семинары, практикумы,
тренинги для родителей. Такая форма работы предполагает как теоретическое
ознакомление с проблемой, так и практические выходы из конкретных ситуаций
(например, проигрывание ситуаций самими родителями). Эффективной является
параллельная работа с детьми по этой же проблеме. Такой подход может быть легко
организован в «школе дошкольника», в которой с детьми ведутся занятия по
подготовке к школе, а родители имеют возможность обсуждать волнующие их
проблемы с психологом на специально организованных мероприятиях программы по
формированию личностной готовности родителей к поступлению ребенка в школу. На
этой основе можно наглядно рассмотреть двойственность ситуации, выявить позицию
ребёнка и взрослого. Работа тренинговой группы предполагает серию
занятий-практикумов. Некоторые из них могут включать. Совместное творчество
детей и родителей.
Занятия, проводимые совместно с детьми,
имеют своей целью развитие интереса, внимательного отношения к членам своей
семьи, эмоциональное сближение членов семьи, сплочение. Для выполнения
подобного рода занятий необходимо специальное оснащение: бумага, краски, пластилин,
природный материал (желуди, шишки, ветки и т.д.). Предварительно в качестве
домашнего задания родители получают инструкцию написать вместе с ребенком
историю вашей семьи. Пусть ребенок расспросит родственников о месте и дате их
рождения, воспоминаниях, увлечениях и т. д. А на практическом занятии, перед
тем как приступить к рассказу, родителям и ребенку нужно совместно приготовить
себе «наглядное дополнение»: нарисовать или сделать что-то, что помогло бы вам
описать семью.
Одной из основных форм работы являются
родительские собрания. Обычно родительские собрания проходят традиционно -
доклад специалиста на какую-то тему и обсуждение организационных вопросов. Как
правило, на собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности. А
пассивность - это показатель либо не заинтересованности, либо того, что сама
форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей.
Это говорит о том, что необходимо срочно пересматривать формы проведения
родительских собраний, использовать ИКТ (слайдовую презентацию, фрагменты видео
и др) . Такая форма активного собрания приветствуется родителями.
Педагогам необходимо донести до
родителей что нужно: заботиться о том, чтобы ребенок благоприятно адаптировался
к условиям дошкольных учреждений; знать возрастные нормы развития детей и
особенности собственного ребенка и, предъявляя ему требования, исходить лишь из
них; не отвергать ребенка, не занижать его самооценку; создать благоприятный
климат для него в семье; любить, как прежде, может быть даже больше и дать ему
об этом знать; заранее поинтересоваться о компонентах школьной зрелости ребенка
и своевременно их развивать; следить за умственным развитием ребенка; создать
условия, чтобы развивался интеллект, чтобы не было задержки его развития;
читать ребенку сказки и стихи; учить с ребенком песни и вместе их петь; вместе
слушать музыку, смотреть мультфильмы и детское кино; хвалить его за первые
рисунки; водить в музеи, театры, цирк и зоопарк; дарить разные игрушки, необходимые
для развития в его возрасте; приветствовать сюжетно-ролевые игры и режиссерскую
игру; поощрять общение со сверстниками; воспитывать мир чувств; учить ребенка
управлять эмоциями, быть эмоционально независимым от родителей.
В семьях, где растет ребенок, необходимо
создавать благоприятные условия для всестороннего и полноценного развития и
воспитания, то есть близкие должны способствовать умственному, физическому и
психическому здоровью ребенка. Для того чтобы выполнять условия предыдущего
пункта, родителям следует расширять свои педагогические и психологические
знания посредством изучения соответствующей литературы и сотрудничеством со
специалистами.
Семьям, заинтересованным в достаточной
подготовке к школе и успешной социализации своего ребенка, просто необходимо
установить тесное сотрудничество с психологами и педагогами, систематически
обсуждать проблемы совместно. С этой целью родительские собрания можно
проводить в форме вечера вопросов и ответов. Они представляют собой
концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам,
которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко
переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и
ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в
самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих
вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение
родителей и специалистов, как уроки педагогических раздумий.
Осуществляя педагогическую пропаганду,
можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не
только знакомить родителей с вопросами воспитания, обучения и подготовки к
школе через материалы стендов, тематических выставок и др., но и
непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые
методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую
информацию. Можно постоянно оформлять групповые стенды "Для вас,
родители", содержащие информацию по вопросам наиболее актуальным в данный
момент. С большим удовольствием родители рассматривают работы детей,
выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т.д.
Тематика материалов стенда должна
зависеть как от возрастных особенностей, так и от особенностей семей. В подготовительной
группе ДОУ материалы стенда можно посвятить следующим темам: "Чему должны
научиться дети в подготовительной группе к школе", "Совместная
подготовка детей к школе в семье и детском саду".
Следует серьезно относиться к такой
форме работы, как наглядная пропаганда, правильно осознавать ее роль в работе с
родителями старших дошкольников, тщательно продумывая содержание,
художественное оформление папок, стремясь к единству текстового и
иллюстративного материалов. Сочетание всех форм наглядной пропаганды
способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их
пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.
Таким образом, в настоящее время
организация работы с родителями старших дошкольников по проблеме поступления
ребенка в школу предполагает применение комплекса разнообразных форм и методов
психолого-педагогической помощи. Добавить комментарий