Вход

Регистрация
Главная
 
СП "Детский сад "Аленушка" ГБОУ СОШ с. Исаклы 
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [23]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 77
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями в формировании готовности дошкольников к школьному обучению
 
 
"Школа для родителей всегда выступает в качестве новой
 
 
 формы власти над их ребёнком
 
 
А ребёнок для родителей всегда является частью их самих, причём наиболее незащищённой частью”.
А.И. Луньков
 
 
В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе.

Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе

Поступление в школу – важное событие в жизни ребенка дошкольного возраста и его семьи. С этим событием связаны радость и тревога, надежды и опасения. Современный родитель стоит перед выбором варианта подготовки ребенка к школе, в котором первоклассник мог бы максимально реализовать свои возможности.

 В связи с повышением государственных требований к качеству дошкольного образования и уровню готовности ребенка к школе усиливается ответственность семьи как первого института социализации человека. Одним из условий обеспечения готовности ребенка к школе является психолого-педагогическая компетентность родителей. Которая является одной из основных задач нашего педагогического коллектива в работе с родителями.

 

Так как же организовать работу с семьей по подготовке дошкольников к обучению в школе.

В настоящее время в нашем детском саду при организации работы с родителями старших дошкольников используются как традиционные формы и методы работы, так и новаторские, нетрадиционные . При этом учитывается мнение родителей и акцент ставится на активных методах взаимодействия родителей со специалистами. Многообразие существующих методов и форм, среди которых наиболее распространенными являются следующие: фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение социального портрета семей воспитанников, групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, диспутов, родительских гостиных, организация дней открытых дверей, дней счастливой семьи для родителей, активизация деятельности информационных корзин, информационных писем,  совместное проведение досуга, целевые и спонтанные беседы - встречи с членами семей воспитанников, групповые встречи - практикумы с элементами тренинга, составление генеалогического древа семьи, составление семейных альбомов, наглядная пропаганда, беседы и консультации, организация клубов, организация деловых игр.

Практика организации работы с родителями старших дошкольников,  показала, что информация не может быть представлена в полном объёме на родительских собраниях. А слишком большая информация, помещенная на досках объявлений, плохо воспринимается, если условия не располагают к этому. Более эффективными оказались информационные письма, которые пришли в нашу практику из школы Марии Монтессори. Информация, касающаяся подготовки ребенка к школе, распечатывается на принтере, ксерокопируется в необходимом количестве и раздаётся родителям. Для большей эффективности специалист через некоторое время может спросить: «Доходчиво ли было составлено сообщение? Заинтересовало ли сообщение родителей? Есть ли необходимость организовать встречу со специалистами по данной проблеме?». Иногда такое письмо соединяется с анкетой, которая составляется для того, чтобы оперативно получить отклик и выяснить позицию родителей по проблеме поступления ребенка в школу.

Наиболее интересной формой работы с родителями является выпуск газеты «Вести от сороки» где для родителей размещается информация о проведенных менопроятиях, рекомендации и полезные советы.

Новыми, интересными и эффективными формами сотрудничества с родителями являются групповые семинары, практикумы, тренинги для родителей. Такая форма работы предполагает как теоретическое ознакомление с проблемой, так и практические выходы из конкретных ситуаций (например, проигрывание ситуаций самими родителями). Эффективной является параллельная работа с детьми по этой же проблеме. Такой подход может быть легко организован в «школе дошкольника», в которой с детьми ведутся занятия по подготовке к школе, а родители имеют возможность обсуждать волнующие их проблемы с психологом на специально организованных мероприятиях программы по формированию личностной готовности родителей к поступлению ребенка в школу. На этой основе можно наглядно рассмотреть двойственность ситуации, выявить позицию ребёнка и взрослого. Работа тренинговой группы предполагает серию занятий-практикумов. Некоторые из них могут включать. Совместное творчество детей и родителей.

Занятия, проводимые совместно с детьми, имеют своей целью развитие интереса, внимательного отношения к членам своей семьи, эмоциональное сближение членов семьи, сплочение. Для выполнения подобного рода занятий необходимо специальное оснащение: бумага, краски, пластилин, природный материал (желуди, шишки, ветки и т.д.). Предварительно в качестве домашнего задания родители получают инструкцию написать вместе с ребенком историю вашей семьи. Пусть ребенок расспросит родственников о месте и дате их рождения, воспоминаниях, увлечениях и т. д. А на практическом занятии, перед тем как приступить к рассказу, родителям и ребенку нужно совместно приготовить себе «наглядное дополнение»: нарисовать или сделать что-то, что помогло бы вам описать семью.

Одной из основных форм работы являются родительские собрания. Обычно родительские собрания проходят традиционно - доклад специалиста на какую-то тему и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности. А пассивность - это показатель либо не заинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей. Это говорит о том, что необходимо срочно пересматривать формы проведения родительских собраний, использовать ИКТ (слайдовую презентацию, фрагменты видео и др) . Такая форма активного собрания приветствуется родителями.

Педагогам необходимо донести до родителей что нужно: заботиться о том, чтобы ребенок благоприятно адаптировался к условиям дошкольных учреждений; знать возрастные нормы развития детей и особенности собственного ребенка и, предъявляя ему требования, исходить лишь из них; не отвергать ребенка, не занижать его самооценку; создать благоприятный климат для него в семье; любить, как прежде, может быть даже больше и дать ему об этом знать; заранее поинтересоваться о компонентах школьной зрелости ребенка и своевременно их развивать; следить за умственным развитием ребенка; создать условия, чтобы развивался интеллект, чтобы не было задержки его развития; читать ребенку сказки и стихи; учить с ребенком песни и вместе их петь; вместе слушать музыку, смотреть мультфильмы и детское кино; хвалить его за первые рисунки; водить в музеи, театры, цирк и зоопарк; дарить разные игрушки, необходимые для развития в его возрасте; приветствовать сюжетно-ролевые игры и режиссерскую игру; поощрять общение со сверстниками; воспитывать мир чувств; учить ребенка управлять эмоциями, быть эмоционально независимым от родителей.

В семьях, где растет ребенок, необходимо создавать благоприятные условия для всестороннего и полноценного развития и воспитания, то есть близкие должны способствовать умственному, физическому и психическому здоровью ребенка. Для того чтобы выполнять условия предыдущего пункта, родителям следует расширять свои педагогические и психологические знания посредством изучения соответствующей литературы и сотрудничеством со специалистами.

Семьям, заинтересованным в достаточной подготовке к школе и успешной социализации своего ребенка, просто необходимо установить тесное сотрудничество с психологами и педагогами, систематически обсуждать проблемы совместно. С этой целью родительские собрания можно проводить в форме вечера вопросов и ответов. Они представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и специалистов, как уроки педагогических раздумий.

Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания, обучения и подготовки к школе через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию. Можно постоянно оформлять групповые стенды "Для вас, родители", содержащие информацию по вопросам наиболее актуальным в данный момент. С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т.д.

Тематика материалов стенда должна зависеть как от возрастных особенностей, так и от особенностей семей. В подготовительной группе ДОУ материалы стенда можно посвятить следующим темам: "Чему должны научиться дети в подготовительной группе к школе", "Совместная подготовка детей к школе в семье и детском саду".

Следует серьезно относиться к такой форме работы, как наглядная пропаганда, правильно осознавать ее роль в работе с родителями старших дошкольников, тщательно продумывая содержание, художественное оформление папок, стремясь к единству текстового и иллюстративного материалов. Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.

Таким образом, в настоящее время организация работы с родителями старших дошкольников по проблеме поступления ребенка в школу предполагает применение комплекса разнообразных форм и методов психолого-педагогической помощи. Добавить комментарий

Архив новостей:

Архив новостей:

Архив новостей:

Категория: Мои статьи | Добавил: privet (22.10.2010)
Просмотров: 3520 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz