РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК В ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРОДУКТИВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ.
Российская Федерация,
Самарская область,
Исаклинский район, с. Исаклы,
МДОУ Исаклинский
детский сад «Аленушка»
e-mail: bashkirova_ev@mail.ru
Наше будущее – это наши дети. А на сегодняшний день, по статистическим
данным, в нашей стране показатели здоровья детей дошкольного возраста в
последние годы оставляет желать лучшего.
Многочисленные авторы – М.В. Антропова, Л.Ф. Бережков, М.М. Безруких и
другие считают, что наиболее важным фактором, влияющим на умственную
работоспособность ребёнка, является здоровье, которое в свою очередь
непосредственно зависит от организации воспитательно– образовательного
процесса. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо использовать всё, что
может помочь в решении этой проблемы.
В условиях нашего детского сада, особенно в специализированных группах
для детей с нарушением речи, проблема здоровьесбережения наиболее актуальна. В
последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно
увеличилось. В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает
речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована
должным образом, и одна из них плохо развитая мелкая моторика руки. Что
способствует развитию кисти руки у детей? Многие воспитатели в своей работе
используют пальчиковую гимнастику, массаж, различные игры мелкими деталями.
Исследования отечественных и зарубежных педагогов свидетельствуют о том, что
необходим поиск новых методов в оздоровлении детей.
Работая с дошкольниками с ОВЗ и зная их особенности, я считаю, что детская
деятельность с разнофактурной бумагой и пластичным материалом, способствует
развитию ручной умелости, она полезна для развития мелких и точных движений
рук, от задействованных мышц (сгибательных и разгибательных) импульсы поступают
в мозг. Это позволяет непосредственно стимулировать центральную нервную систему
и способствует её развитию. Таким образом, формируя и совершенствуя мелкую
моторику рук, мы усложняем строение мозга, способствуем развитию психических
процессов, речи, интеллекта ребёнка.
Бумажная пластика, работа с тестом
всесторонне воздействуют на развитие ребёнка и способствуют:
- развитию мелкой моторики, что в свою очередь влияет на развитие речи;
- повышению сенсорной чувствительности;
- развитию воображения, памяти, внимания.
Свою работу я построила таким образом: первый год мы занимаемся с
воспитанниками бумажной пластикой, а второй год – тестопластикой.
План
продуктивной деятельности на главной старице сайта.
Детям нравится мастерить из бумаги, используя нетрадиционные техники,
которые похожи на игру. В нашей работе нет чётких правил, но есть свобода в
выборе темы, материала, способа изображения и его цвета. Использование
нетрадиционных приёмов способствует тому, что дети находятся в режиме
постоянного поиска.
Как показывает практика, дети очень восприимчивы ко всему новому,
современному. Поэтому моя работа – это постоянный поиск новых открытий, одним
из которых является проектная деятельность. Она позволяет организовать
творческий поиск, исследовательскую деятельность, стимулирует интерес детей к
познанию.
В одном из таких проектов,
экспериментируя с бумагой, мы познакомились с её свойствами, поняли, что её
можно рвать, мять, мочить, резать, склеивать, складывать и создавать прекрасные
поделки. Итогом этого проекта стало создание «Чудо-дерево», которым мы оформили
холл детского сада.
Сколько радости в глазах детишек я вижу, когда, проходя мимо своих
поделок, они с гордостью сообщают, что это «чудо-дерево» сделано их руками, а в
водоёме плавают лебеди, которых они моделировали долгими зимними вечерами.
Доступный и удобный материал, который мы используем для оформления
интерьера группы и родительских уголков – это тесто. У моих воспитанников
тестопластика – любимый вид деятельности, ведь героями для сюжетов будущих
работ могут стать предметы, окружающие их в повседневной жизни.
План
продуктивной деятельности на главной старице сайта.
Техника лепки богата и разнообразна, но при
этом доступна даже самым маленьким детям. Использование солёного тесто для работы с детьми стало популярным в
последнее время. Он экологически чистый, безвредный, приятный для рук материал.
Лепить из теста – одно удовольствие: оно очень податливое, любое
прикосновение к нему оставляет след, своеобразный узор; ему можно придать любую
форму; из него можно создать всё, что угодно. А нужны всего лишь соль, мука,
вода и умелые руки.
Я разработала план работы с детьми на учебный год.
Организованная продуктивная деятельность детей по «Бумажной пластике» и
«Тестопластике» позволяет решать
коррекционные задачи: совершенствовать координацию руки и глаза, развивать
мелкую моторику рук; свободное общение со взрослыми и детьми, вызывать желание
детей принимать участие в оформлению интерьера группы и детского сада.
Я считаю, что дети должны с малых
лет уметь ценить своё здоровье и соединить полезное с приятным: развивать
мелкую моторику рук и приносить радость себе и своим близким, плодами своего
творчества.
Литература.
Н.Б. Рябко
Программа воспитания и обучения в детском саду «Бумажная пластика»
Романовская А.Л.
«Поделки из солёного теста»
Нурумова Н.Ф.
Крупные возможности мелкой моторики// журнал Логопед. 2010 №7
Терещук М.Н.
Кружковая работа по художественно-творческому развитию детей 5-7 лет// журнал
Воспитатель ДОУ 2010 №8
Разумова Е.Д.
Игровые занятия и упражнения для развития мелкой моторики// журнал Воспитатель
ДОУ 2010 № 8
Максутова Г.Н. Лепим
из солёного теста// журнал Воспитатель ДОУ 2009 № 9
Р
|