Фролова
Татьяна Сергеевна
Воспитатель
Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение Исаклинский детский сад комбинированного вида
«Аленушка» Исаклинского района Самарской области
446570 Самарская область,
Исаклинский район, с. Исаклы ул. Первомайская д. 2
Тел. сот. 89379861315
Подлинной
приметой современной педагогики является все более возрастающий интерес к
исследовательскому обучению детей. Конечно же, это обусловлено высокой динамичностью
современного мира, в котором человек должен уметь находить нестандартные пути
решения различных жизненных задач. А для этого, он уже с детства должен учиться
самостоятельно, добывать новые знания и уметь применять их на практике. Также,
нужно помнить о том, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены
путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно. Ребенку гораздо легче
изучать науку, действуя подобно ученому, чем получать добытые кем-то знания в
готовом виде. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения.
Именно поэтому свою работу я решила направить на развитие и укрепление
исследовательской деятельности моих воспитанников. С этой целью мною проводится работа, как с детьми, так и с родителями.
Во-первых, в
группе организован исследовательский центр, где находятся различные приборы:
весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы; разнообразные сосуды из
различных материалов (стекла, металла,, пластмассы); природные материалы:
листья, песок, глина, земля, семена; гайки, скрепки, винтики, гвоздик,
проволока; бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха; мука,
соль, сода, свечи, фонарики; схемы для проведения опытов. Все эти предметы дают
возможность ребенку проводить
всевозможные опыты, а также позволяют детям самостоятельно изучать предметы и
явления. Ребята с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям,
ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать
гипотезы и самостоятельно решать их.
Очень важное
значение в организации исследовательской деятельности имеют наблюдения за
явлениями живой и неживой природы, на
прогулке круглый год. Особое внимание уделяется теплому времени года, когда
дети много времени проводят на воздухе. Мы стараемся закрепить, уточнить уже
полученные детьми знания, познакомить с
новыми материалами в занимательной, игровой форме.
Эколого-социальные
ситуации сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования
задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных
условиях. Одним из таких средств является проектная деятельность. В данном
случае исследовательские проекты. Участие дошкольника в проекте делает его активным участником
организованной самостоятельной
деятельности, ведь опыт полученный ребенком в дошкольном возрасте
развивает в нем уверенность в своих силах, создает привычку самостоятельно
искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.
Проектная
деятельность предусматривает взаимодействие всех участников образовательного процесса:
ребенок, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме
исследовательского проекта раскрывает творческие способности детей, вовлекает
родителей в воспитательный процесс, что естественно сказывается на результатах
работы.
Так,
например, с большим интересом в течение всего учебного года проходила
реализация проекта «Волшебница вода», вначале которого мы поставили перед собой
цель:
·
всесторонне изучить этот дар природы.
Для
достижения цели были поставлены следующие задачи:
·
познакомить детей со свойствами воды;
·
обратить их внимание на то, что даже такой
привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, интересного;
·
уточнить и закрепить знания детей о круговороте
воды в природе, о значении воды;
·
развивать наблюдательность, умение сравнивать,
анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости,
умение делать выводы;
·
формировать эмоционально-ценностное отношение к
окружающему миру.
В ходе
проекта была проделана большая работа, как детьми, так и их родителями. Всестороннее
знакомство со свойствами воды осуществлялось благодаря многочисленным
исследовательским опытам и наблюдениям. Через беседы и рассказы ребята
знакомились с ее значением. Туристические походы, экскурсии к водным источникам
помогали формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
Итогом проекта было создание глобуса, отражающего, какое место на нашей планете
имеет это богатство.
В группе
ведется большая работа с родителями по формированию навыков исследовательского
поведения. С этой целью проводятся родительские собрания в нетрадиционной форме,
на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы и
знакомятся с исследовательскими методами обучения. Также для родителей проводятся
консультации об исследовательской деятельности. Выпускаются информационные
стенды по данному вопросу.
Родители с
большим интересом изготавливают книжки-малышки, оформляют альбомы, плакаты,
организуют фотосессии и многое другое. В условиях тесного взаимодействия с
семьей в группе были подготовлены и проведены многочисленные исследовательские
проекты: «Чудо-Дерево», «Волшебные цветы», «Яблочная фантазия», «Сколько рук у
ветра».
Родители участвуют
в пополнении необходимыми материалами и оборудованием уголка
экспериментирования, способствуют удовлетворению познавательных интересов в
домашних условиях. Являются непосредственными участниками в проведении экскурсий, туристических походы,
которые тоже способствуют развитию исследовательских способностей детей.
Таким
образом, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность
способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой
деятельности; учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, а также
облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности.
|