Вход

Регистрация
Главная
 
СП "Детский сад "Аленушка" ГБОУ СОШ с. Исаклы 
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [23]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 77
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Исследовательская деятельность дошкольников

Фролова Татьяна Сергеевна

Воспитатель

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Исаклинский детский сад комбинированного вида «Аленушка» Исаклинского района Самарской области

446570 Самарская область, Исаклинский район, с. Исаклы ул. Первомайская д. 2

Тел. сот. 89379861315

e-mail: bashkirova_ev@mail.ru

 

Подлинной приметой современной педагогики является все более возрастающий интерес к исследовательскому обучению детей. Конечно же, это обусловлено высокой динамичностью современного мира, в котором человек должен уметь находить нестандартные пути решения различных жизненных задач. А для этого, он уже с детства должен учиться самостоятельно, добывать новые знания и уметь применять их на практике. Также, нужно помнить о том, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно. Ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому, чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Именно поэтому свою работу я решила направить на развитие и укрепление исследовательской деятельности моих воспитанников. С этой целью мною проводится  работа, как с детьми, так и с родителями.

Во-первых, в группе организован исследовательский центр, где находятся различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы; разнообразные сосуды из различных материалов (стекла, металла,, пластмассы); природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена; гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока; бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха; мука, соль, сода, свечи, фонарики; схемы для проведения опытов. Все эти предметы дают возможность ребенку  проводить всевозможные опыты, а также позволяют детям самостоятельно изучать предметы и явления. Ребята с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.

Очень важное значение в организации исследовательской деятельности имеют наблюдения за явлениями  живой и неживой природы, на прогулке круглый год. Особое внимание уделяется теплому времени года, когда дети много времени проводят на воздухе. Мы стараемся закрепить, уточнить уже полученные  детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме.

Эколого-социальные ситуации сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств является проектная деятельность. В данном случае исследовательские проекты. Участие дошкольника  в проекте делает его активным участником организованной самостоятельной  деятельности, ведь опыт полученный ребенком в дошкольном возрасте развивает в нем уверенность в своих силах, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

Проектная деятельность предусматривает взаимодействие  всех участников образовательного процесса: ребенок, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме исследовательского проекта раскрывает творческие способности детей, вовлекает родителей в воспитательный процесс, что естественно сказывается на результатах работы.

Так, например, с большим интересом в течение всего учебного года проходила реализация проекта «Волшебница вода», вначале которого мы поставили перед собой цель:

·         всесторонне изучить этот дар природы.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

·         познакомить детей со свойствами воды;

·         обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, интересного; 

·         уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;

·         развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;

·         формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

В ходе проекта была проделана большая работа, как  детьми, так и их родителями. Всестороннее знакомство со свойствами воды осуществлялось благодаря многочисленным исследовательским опытам и наблюдениям. Через беседы и рассказы ребята знакомились с ее значением. Туристические походы, экскурсии к водным источникам помогали формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Итогом проекта было создание глобуса, отражающего, какое место на нашей планете имеет это богатство. 

В группе ведется большая работа с родителями по формированию навыков исследовательского поведения. С этой целью проводятся родительские собрания в нетрадиционной форме, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы и знакомятся с исследовательскими методами обучения. Также для родителей проводятся консультации об исследовательской деятельности. Выпускаются информационные стенды по данному вопросу.

Родители с большим интересом изготавливают книжки-малышки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии и многое другое. В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе были подготовлены и проведены многочисленные исследовательские проекты: «Чудо-Дерево», «Волшебные цветы», «Яблочная фантазия», «Сколько рук у ветра».

Родители участвуют в пополнении необходимыми материалами и оборудованием уголка экспериментирования, способствуют удовлетворению познавательных интересов в домашних условиях. Являются непосредственными участниками  в проведении экскурсий, туристических походы, которые тоже способствуют развитию исследовательских способностей детей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, а также облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности.

Категория: Мои статьи | Добавил: privet (04.06.2011)
Просмотров: 7065 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.4/8
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz