Вход

Регистрация
Главная
 
СП "Детский сад "Аленушка" ГБОУ СОШ с. Исаклы 
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [23]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 77
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Патриотическое воспитание

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Башкирова Елена Владимировна

 

МДОУ Исаклинский детский сад комбинированного вида «Аленушка» Исаклинского района Самарской области

E-mail: bashkirova_ev@mail.ru

 

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране. В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. 

Наше дошкольное образовательное учреждение находится в сельской местности, поэтому народная культура нам близка, понятна и интересна. Мы хотим воспитать наших  детей так, чтобы они, уважали духовное и культурное  наследие нашей  страны.

Современный ритм жизни все сильнее отрывает нас и наших детей от истоков народной культуры. И все реже при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ используется народная педагогика. Восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности привить любовь к малой Родине, воспитать гордость за всю страну, пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты  национального характера, дать первоначальное представление о народной культуре во всем ее многообразии наша цель которую мы выдвинули как приоритетную в работе с дошкольниками

Мы оказались в такой ситуации, когда дети, проживающие в селе, где еще живы многие народные традиции, не имеют представления о традициях и обычаях предков, а родители не могут рассказать им в доступной форме о национальных особенностях своего народа. Наш коллектив взял на себя смелость сформировать у воспитанников гражданско-патриотические качества на основе народной культуры.

Добиться определенного результата можно только тогда когда работа ведется систематически.

Многолетний опыт деятельности в данном направлении позволил нам создать свою систему  работы по воспитанию маленького гражданина. Мы разработали перспективное планирование для средней, старшей и подготовительной группы.

Оно представляет систему, охватывающую развитие познавательных интересов ребенка, его музыкально-эстетическое и трудовое воспитание, ознакомление с основами отечествоведения, краеведения и экологии для детей от 3 до 7 лет, позволяющую знакомить ребят с русской народной культурой, и одновременно решать образовательные и воспитательные задачи основной программы.

 Выделив в сетке занятий один день, педагоги ДОУ начиная с утреннего приема детей и в течение всего дня, планируют работу в соответствии с перспективным планом работы  по гражданско-патриотическому воспитанию. Сетка занятий на этот день примерно такая: занятия по ознакомлению с окружающим, изобразительная деятельность, музыкальное занятие, экологическое занятие.

Становление человека как гражданина должно начинаться с истории его малой Родины – родного села. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Поэтому особое место в нашей работе мы отводим знакомству с родным селом, краем.

За годы работы  по данному направлению  в нашем саду сложилось много хороших традиций. Одна из них – проведение тематических дней:

Ø     «Веселая ярмарка»;

Ø     «Вместе дружная семья»;

Ø     «В семье единой»;

Ø     «День села»;

Ø     «День России».

Тематический день включает в себя, занятия по знакомству с традициями и особенностями народов проживающих на территории нашего района, которые проходят в  нетрадиционной форме, где дети сами делают пирожки из самого настоящего теста, не просто рисуют, а занимаются художественной росписью, а в музыкальной светелке водят хороводы и играют в национальные игры.

Организация экскурсий по родному селу дает возможность познакомить воспитанников с достопримечательностями малой родины с профессиями села. Первыми проводниками в мир истории родного края для наших воспитанников стали сотрудники Исаклинского историко-краеведческого музея, с которым заключен договор о сотрудничестве. Обязательно в этот день в детском саду  работают выставки национальных блюд и костюмов. При подготовки и проведении тематических дней  хорошо видна взаимосвязь педагогов с родителями воспитанников, которые являются не пассивными наблюдателями а активными участниками всех мероприятий. 

Мы так же заметили, что любая тема занятий с детьми по экологическому воспитанию (прилет и отлет птиц, появление и падание листвы, посевные и уборочные работы и т.д.) перекликается с народными приметами. Народный календарь органично сочетается с разделами образовательной программы: «Развитие экологической культуры детей», «Развитие игровой деятельности», «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». Опираясь на сведения из народного календаря, можно рассматривать, повторять и закреплять лексические темы: «Домашние и дикие животные», Перелетные и зимующие птицы», «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Цветы», «Ягоды», «Грибы». Занятия проводятся в конкретные дни народного календаря, которые своими приметами соответствуют рассматриваемой теме.

В течение всего года воспитатель возвращается к объектам наблюдения в соответствующие дни народного календаря, делая это во время работы с детьми на участке и в уголке природы, организуя их дежурство, и все это происходит не в форме занятий.

В процессе общения с воспитанниками педагоги включает в свою речь пословицы, поговорки, русские народные прибаутки, которые совершенно естественно входят сначала в пассивный, а затем и в активный словарь детей.

Сила фольклора в его яркости, духовности, народности. И проявляется эта сила чаще всего во время праздников – календарных и христианских

  Именно фольклор, на мой взгляд, должен быть основой основ воспитания, ведь в нем есть все необходимые формы, которые призваны развивать речь ребёнка, его музыкальные способности, логическое и образное мышление, трудовые навыки, призваны воспитать патриота, истинного защитника всего того, что мы называем Родиной.

Народным праздникам  у нас уделяется особое внимание.

«Святочные посиделки», «Колядки»,«Пасха»,«Масленица»,«Ярмарочные гуляния»,«Праздник русской березки»,«Яблочный спас» .

Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных инструментах, хороводов, частушек, народных игр. Знакомить с ними детей начинаем еще в  младшей группе на музыкальных занятиях, но для подготовки фольклорного праздника недостаточно времени основных занятий, поэтому был организован фольклорный кружок «Сударушка». Участники кружка стали заводилами на праздниках.

            Фольклорный кружок «Сударушка» готовит для детей развлечения, посиделки. Это целые театрализованные действия, где дети водят хороводы, поют песни, играют в игры, знакомятся с традициями и обрядами.

Календарный праздник в детском саду – важное средство художественного и нравственного воспитания. Традиции и обычаи русского народа, отраженные в праздниках, способствуют развитию у детей чувства прекрасного, воспитывают патриотизм, развивают смекалку, сообразительность.

Колядование, прилет жаворонков, медовый и яблочный Спас, праздник первого снопа, масленица войдут в жизнь ребенка ярким событием и надолго останутся в памяти.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры,  к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Мы создали  сборник народных игр который стал верным помощником воспитателей при организации режимных моментов, прогулок, развлечений, фольклорных праздников, тематических дней.   

Наши предки, наблюдая за природой, бытом и трудовой деятельностью людей, накапливали житейскую мудрость и передавали ее из поколения в поколение,  наши педагоги продолжают эту традицию. Они прививают любовь к Отечеству, яркому, сочному, образному родному языку, бережному отношению к природе.

Одной из актуальных технологий сегодня является проектное деятельность, цель которой состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в группах, развивают у себя исследовательские умения.

За годы работы по данному направлению участниками воспитательно-образовательного процесса разработаны проекты:

Ø     «Лекарственные растения нашего района» (2005 год);

Ø     «Народная игра» (2005 год);

Ø     «Волшебный мир загадок»  (2006 год);

Ø     «Потешки для малышей» (2007 год);

Ø      «История и образ семьи» (2008 год);

Ø     «Все профессии важны, все профессии нужны» (2008 год);

Ø      «Почему нужна песня на войне» (2009 год)

Ø      Что за чудо родник» (2010 год);

Ø      «Этих дней не смолкнет слава» (2010 год);

Ø     «Посмотри, как хорош, край, в котором ты живешь» (2010 год);

Ø     «Чудо земли – хлеб» (2010 год);

Ø     «Современная частушка» (2010 год)

Педагоги представили педагогические проекты «Лекарственные растения нашего района» и «Народная игра» «Народная культура в воспитании дошкольников» в 2005 году, 2007 году  на окружном конкурсе педагогических проектов и стали лауреатами конкурса.

В дошкольном возрасте ребенок осваивает огромное информационное пространство, сориентироваться в котором ему помогаем мы, взрослые. Активная жизненная позиция наших педагогов нашла реализацию в том, чтобы воспитывать детей в духе любви к малой Родине, народу, его культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: privet (02.07.2010)
Просмотров: 5958 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz