В настоящее время важность
работы по сохранению и укреплению здоровья
участников образовательного процесса не вызывает сомнений. В процессе любой работы люди
испытывают физические и нервно-психические нагрузки. Известно, что работа
педагогов связана с большими нагрузками. Речь идёт в основном об обстановке на
работе, требующей постоянного внимания и
напряжения, большом количестве контактов с разными людьми, необходимости быть
всегда в «форме», отсутствии
эмоциональной разрядки. Специфика работы педагогов требует от них активизации
всех физических и душевных сил, а увеличение стажа работы и возраста приводит
к накоплению усталости, снижению работоспособности, повышенной
утомляемости, эмоциональному выгоранию. При синдроме «выгорания» снижается уровень самооценки,
появляется негативное отношение к своей профессии, сознательное ограничение
своих возможностей. Синдром
«выгорания» - отрицательно влияет
на эффективность профессиональной деятельности педагога и создает серьёзное препятствие для развития в
дошкольном учреждении инновационных процессов. Отрицательно
окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания
и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками,
родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре
характера и профессиональных качествах негативных черт, разрушают психическое
здоровье. Проблема
«эмоционального выгорания» обостряется на порядок еще и тем, что она имеет
социальные последствия, выражающиеся в том, что в учебно-воспитательном
процессе негативное эмоциональное состояние педагога по механизму «заражения»
передается другим – детям. Это в свою очередь
приводит к повышению степени невротизации детей, формированию у них различных
форм эмоционального перенапряжения и соответственно к блокировке умственной
деятельности и ослаблению волевого потенциала. Поэтому выгорание как
проблема попадает в поле зрения не
только психологов, психотерапевтов, но и работодателей, заинтересованных в
энергичных сотрудниках. Только психологически здоровый педагог может правильно
общаться с детьми и воспитать здоровую личность. Все это послужило
основанием для разработки программы «Профилактика профессионального выгорания у
педагогов дошкольных учреждений», которая ориентирована на обучение методам
профилактики и преодоления «эмоционального выгорания» и профессиональной
усталости. Для определения психологического
климата, направлений
работы, а также определения целей и
задач нашей программы мы провели небольшое
исследование. Для этого были
использованы следующие методы: анкетирование, тестирование с использованием
стандартных психодиагностических
методик, позволяющих определить наличие синдрома «эмоционального выгорания» и
выявить личностные особенности респондентов. Участниками
исследования стали педагоги в возрасте: ·
20-30 лет – 33% ·
30-40 лет – 16% ·
40 лет и выше – 51%. Имеющие стаж
педагогической работы: ·
До 3-х лет – 18% ·
3-10 лет – 19% ·
10-20 лет – 18% ·
20 лет и выше – 45% Образование педагогов: ·
Высшее – 77% ·
Незаконченное высшее –
0% ·
Среднее
профессиональное – 8% ·
Другое -15% Насыщенность работы стрессовыми
факторами была отмечена у третьей части педагогического коллектива, большая
часть педагогов не обращает внимание на собственное здоровье, имеет по 2-3
хронических соматических заболеваний. Для значительного числа педагогов
характерны эмоциональная неустойчивость,
напряжённость, слабый уровень активности в социальных контактах, неумение снимать эмоциональное перенапряжение, возможные проявления депрессивного состояния. 54% педагогов имеют низкий уровень эмоциональной
устойчивости, и только 7 % - высокий уровень эмоциональной устойчивости. Среди
участвовавших в исследовании педагогов 31% имеют высокий уровень личностной
тревожности, 56% - высокий уровень ситуационной тревожности.
Ощущают перегрузки в работе часто – 69%,
всегда – 8%. Методика В.В.Бойко
помогла сделать вывод, что проблема «эмоционального выгорания» в
профессиональной деятельности воспитателей актуальна, так как у 70%
опрошенных в сформированной стадии находятся те или иные симптомы «выгорания»,
а также характерны высокий уровеньтревожности, эмоциональная неустойчивость,
напряженность, низкий уровень активности в социальных контактах. Данные свидетельствуют о
необходимости более детального изучения факторов, влияющих на формирование
синдрома «эмоционального выгорания», проведения
профилактики и психокоррекции эмоционального
и психического состояния специалистов. Обсудив на педагогическом
совете информацию об особенностях эмоционально-волевой
сферы и межличностного взаимодействия педагогов, было решено апробировать
программу психологической помощи педагогам в снятии психоэмоционального
напряжения и улучшения их личного самочувствия. Программа
рассчитана на шесть месяцев. Цель
данной программы: Профилактика
и преодоление синдрома профессионального
выгорания педагогов. Развитие
психологической компетентности всех участников образовательного процесса. Основные задачи: 1.
Снижение негативных переживаний и трансформация
их в положительные эмоциональные
состояния. 2.
Ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения
и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, поддержания оптимального
уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности. 3.
Формирование потребности в самоуправлении и
саморегуляции своих эмоциональных
состояний. Разработан план
реализации программы:
Содержание
направления работы
|
Ответственный
|
Срок
|
Диагностическое
обследование на выявление признаков профессионального выгорания у педагогов и
специалистов, работающих с детьми
|
Педагог-психолог
|
1 половина Сентября
|
Анализ
результатов
|
Педагог-психолог
|
2 половина Сентября
|
Групповая
Консультация
|
Педагог-психолог
|
1 половина октября
|
Разработка
тренинговых занятий
|
Педагог-психолог
|
2 половина
Октября
|
Тренинговое
занятие : Диспут«Влияние психоэмоционального состояния педагога детского сада
на его педагогическую деятельность».
Тренинговое
занятие: Семинар «Способы выхода из конфликтных ситуаций»
Тренинговое
занятие
«Азбука
общения»
Тренинговое
занятие:
Стресс и
пути преодоления
Тренинговое
занятие: «Эмоциональная сфера»
|
Педагог-психолог
|
Ноябрь-февраль
|
Повторное
диагностическое обследование
|
Педагог-психолог
|
Март
|
Для
решения задач программы определены основные направления профилактики
профессионального выгорания сотрудников:
- психологическая
поддержка;
- психологическое
консультирование;
- психологическая
коррекция.
За основу были взяты основные методы:
- психологическая
диагностика;
- психологические беседы;
- психологическое
просвещение;
- психологическая
коррекция;
- психологическое
консультирование.
Психологическая поддержка
предусматривает осуществление работы по трем направлениям: ·
информирование; ·
эмоциональная поддержка; ·
повышение значимости педагогической профессии. Современная система образования требует от педагога как
профессионала быстроты и точности его действий и должного уровня
сформированности его эмоциональной сферы. Педагог, как субъект
воспитательно-образовательного процесса, воздействует на личность ребенка через
призму сформированности своей актуально-целостной сферы, поэтому, если он
подвержен эмоциональному выгоранию», то нуждается не только в
психо-терапевтической помощи, но и в приобретении конструктивных навыков
саморегулирования субъективной личностной сферы. Понимая значимость проблемы
и организуя психологическую помощь
воспитателям по поддержанию и улучшению их эмоционального и физического
самочувствия, нами начата работа по
обучению воспитателей осознанному управлению собственными эмоциональными
состояниями, приемам и способам саморегуляции. Для решения задачи по снижению негативных переживаний и
трансформация их в положительные эмоциональные состояния, организовывались встречи педагогов с психологом на которых, участники
обсуждали результаты диагностического обследования, выявляли причины, влияющие на эмоциональное
выгорание, делились своими способами
защиты от стресса: сон, прогулка, спорт, домашняя уборка, общение с животными,
слушание музыки, массаж, увлечения. Проводились групповые консультации. Для того, чтобы ознакомить
педагогов с техниками самоуправления и
саморегуляции эмоциональных состояний для предупреждения и преодоления
возможных последствий психического
перенапряжения, поддержания оптимального уровня психических состояний в
условиях профессиональной деятельности был проведен диспут: «Влияние
психоэмоционального состояния педагога детского сада на его педагогическую деятельность». В ходе диспута педагоги сделали
вывод, что немаловажную роль в
сопротивлении выгоранию и преодолении этого состояния играет любовь к своей
профессии, когда человек состоялся как специалист и получает
моральное удовлетворение от своей деятельности. Кроме того, творческий
потенциал педагога, потребность повышения квалификации, участие в инновационных проектах являются мощными факторами антивыгорания. Организованный семинар на тему: «Способы выхода из конфликтных ситуаций» позволил сделать вывод, что риск выгорания снижается при
высокой профессиональной компетентности и высоком уровне развития грамотности
общения. Педагогом-психологом разработаны
треннинговые занятия: ·
Азбука общения; · Эмоциональная
сфера и др. На занятиях участники с большим
интересом знакомились с понятием и критериями психологического здоровья,
техникой развития позитивного мышления, способами регулирования своего
эмоционального состояния, механизмами психологической защиты, упражнениями на
умение расслабляться. В ходе работы с
педагогом-психологом для укрепления уверенности и жизнерадостности как
ресурсов «антивыгорания» педагоги овладели навыками позитивного мышления, которое придаёт уверенность в трудных жизненных
ситуациях, создаёт почву для преодоления жизненных стрессов. Педагоги в ходе сеансов с психологом хорошо усвоили,
что мысли, убеждения, внутренний диалог оказывают созидающее влияние на жизнь
человека в целом. Значительно развивает сопротивление выгоранию активный отдых, включающий в себя различные формы
здорового образа жизни. «Не выгорать»
позволяют и техники стрессоустойчивости, упражнения по саморегуляции
предложенные педагогом-психологом. Так как специалисты (Гозилек Э., Бойко В.В., 1996) обращают особое
внимание на необходимость проведения профилактической работы, она была взята за
основу в работе с педагогами. И поскольку синдром выгорания зачастую возникает
вследствие появления стрессовых состояний, педагогов необходимо было обучить
навыкам отреагирования негативных эмоций (гнева, раздражения и др.), умения
справляться с критикой. Для этого им
рекомендовано делать специальные упражнения по саморегуляции. Работая по данной программе, мы разработали
рекомендации по проблеме сохранения здоровья педагога, сформировали у педагогов потребность к
здоровому образу жизни, оказали помощь педагогам в организации деятельность в рамках рабочего
дня без нанесения ущерба их здоровью. Мониторинг эффективности
реализации программы показал – у педагогов,
прошедших курс практических занятий наблюдаются следующие позитивные изменения: - снижается эмоциональная нестабильность, уровень тревожности и
нервно-психического напряжения;
- уменьшается общая неудовлетворенность;
- формируется привычка к здоровому образу жизни, позитивному мировоззрению;
- педагоги видят смысл в том, что делают и ценят свою работу. Таким образом, результаты показывают, что педагоги в возрасте от 40 лет стали
проявлять значительную активность в социальных контактах, научились снимать эмоциональное
перенапряжение с помощью треннинговых упражнений самостоятельно, у них
повысился уровень эмоциональной
устойчивости. У педагогов в возрасте от двадцати до
сорока лет после встреч на теннинговых занятиях значительно снизился уровень личной и
ситуативной тревожности. Выполненное исследование вносит определенный
вклад в решение проблемы психологической коррекции профессионального выгорания
педагогов. Перспективными являются разработки в области профилактики
профессионального выгорания в рамках концепции динамики эго-идентичности в
нормативных кризисах развития личности взрослого человека, разработки стратегии
индивидуального консультирования в зависимости от фазы выгорания,
педагогического стажа и структуры эго-идентичности. Необходимость
продолжения этой работы закономерна, она должна быть комплексной,
психологической, организационной, направленной на коррекцию нарушений
психического состояния и, при необходимости, на улучшение психологического
климата в коллективе, оптимизацию труда педагога. Самочувствие
педагогов далеко не личное дело, от него напрямую зависят стиль и
направленность взаимодействия с детьми, интенсивность, креативность и качество
работы.
|