Вход

Регистрация
Главная
 
СП "Детский сад "Аленушка" ГБОУ СОШ с. Исаклы 
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [23]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 77
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В настоящее время важность работы по сохранению и укреплению здоровья  участников образовательного процесса не вызывает сомнений.

В процессе любой работы люди испытывают физические и нервно-психические нагрузки. Известно, что работа педагогов связана с большими нагрузками. Речь идёт в основном об обстановке на работе, требующей  постоянного внимания и напряжения, большом количестве контактов с разными людьми, необходимости быть всегда в «форме»,  отсутствии эмоциональной разрядки. Специфика работы педагогов требует от них активизации всех физических и душевных сил, а увеличение стажа работы и возраста   приводит  к накоплению усталости, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, эмоциональному выгоранию. При синдроме  «выгорания» снижается уровень самооценки, появляется негативное отношение к своей профессии, сознательное ограничение своих возможностей. Синдром  «выгорания»  - отрицательно влияет на эффективность профессиональной деятельности педагога и создает  серьёзное препятствие для развития в дошкольном учреждении инновационных процессов.

Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт, разрушают психическое здоровье.

Проблема «эмоционального выгорания» обостряется на порядок еще и тем, что она имеет социальные последствия, выражающиеся в том, что в учебно-воспитательном процессе негативное эмоциональное состояние педагога по механизму «заражения» передается другим – детям.

Это в свою очередь приводит к повышению степени невротизации детей, формированию у них различных форм эмоционального перенапряжения и соответственно к блокировке умственной деятельности и ослаблению волевого потенциала.

Поэтому выгорание как проблема  попадает в поле зрения не только психологов, психотерапевтов, но и работодателей, заинтересованных в энергичных сотрудниках. Только психологически здоровый педагог может правильно общаться с детьми и воспитать здоровую личность.

Все это послужило основанием для разработки программы «Профилактика профессионального выгорания у педагогов дошкольных учреждений», которая ориентирована на обучение методам профилактики и преодоления «эмоционального выгорания» и профессиональной усталости.

Для определения психологического климата,  направлений работы, а также  определения целей и задач  нашей программы мы провели небольшое исследование.

Для этого были использованы следующие методы: анкетирование, тестирование с использованием стандартных  психодиагностических методик, позволяющих определить наличие синдрома «эмоционального выгорания» и выявить личностные особенности респондентов.

Участниками исследования стали педагоги в возрасте:

·          20-30 лет – 33%

·          30-40 лет – 16%

·          40 лет и выше – 51%.

Имеющие стаж педагогической работы:

·       До 3-х лет – 18%

·       3-10 лет – 19%

·       10-20 лет – 18%

·       20 лет и выше – 45%

Образование педагогов:

·     Высшее –  77%

·     Незаконченное высшее – 0%

·     Среднее профессиональное – 8%

·     Другое -15%

Насыщенность работы стрессовыми факторами была отмечена у третьей части педагогического коллектива, большая часть педагогов не обращает внимание на собственное здоровье, имеет по 2-3 хронических соматических заболеваний.

   Для значительного числа педагогов характерны  эмоциональная неустойчивость, напряжённость, слабый уровень активности в социальных контактах, неумение  снимать эмоциональное перенапряжение, возможные проявления  депрессивного состояния. 54% педагогов  имеют низкий уровень эмоциональной устойчивости, и только 7 % - высокий уровень эмоциональной устойчивости.

Среди участвовавших в исследовании педагогов 31% имеют высокий уровень личностной тревожности, 56% - высокий уровень ситуационной тревожности. Ощущают перегрузки в работе  часто – 69%, всегда – 8%.

Методика В.В.Бойко помогла сделать вывод, что проблема «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности воспитателей актуальна, так как у 70% опрошенных в сформированной стадии находятся те или иные симптомы «выгорания», а также характерны высокий уровеньтревожности, эмоциональная неустойчивость, напряженность, низкий уровень активности в социальных контактах.

Данные свидетельствуют о необходимости более детального изучения факторов, влияющих на формирование синдрома «эмоционального  выгорания», проведения профилактики и психокоррекции  эмоционального и психического состояния специалистов.

Обсудив на педагогическом совете информацию об особенностях эмоционально-волевой сферы и межличностного взаимодействия педагогов, было решено апробировать программу психологической помощи педагогам в снятии психоэмоционального напряжения и улучшения их личного самочувствия.

 Программа рассчитана на шесть месяцев. 

Цель данной программы:

Профилактика и преодоление синдрома профессионального  выгорания педагогов.   Развитие психологической компетентности всех участников образовательного процесса.

Основные задачи:

1.     Снижение негативных переживаний и трансформация их в   положительные эмоциональные состояния.

2.                 Ознакомление с техниками  самоуправления и саморегуляции

 эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического  перенапряжения, поддержания оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности.

3.                 Формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции своих  эмоциональных состояний.

Разработан план реализации программы:

Содержание направления работы

Ответственный

Срок

Диагностическое обследование на выявление признаков профессионального выгорания у педагогов и специалистов, работающих с детьми

Педагог-психолог

1 половина Сентября

 

Анализ результатов

Педагог-психолог

2  половина Сентября

Групповая Консультация

 

Педагог-психолог

1 половина октября

Разработка тренинговых занятий

 

 

Педагог-психолог

2 половина

Октября 

 

Тренинговое занятие : Диспут«Влияние психоэмоционального состояния педагога детского сада на его  педагогическую деятельность».

Тренинговое занятие: Семинар «Способы выхода из конфликтных ситуаций»

 Тренинговое

 занятие

«Азбука общения»

Тренинговое занятие:

Стресс и пути преодоления

Тренинговое занятие: «Эмоциональная сфера»

Педагог-психолог

Ноябрь-февраль

Повторное диагностическое обследование

Педагог-психолог

Март

 

Для решения задач программы определены   основные направления профилактики профессионального выгорания сотрудников:

  • психологическая поддержка;
  • психологическое консультирование;
  • психологическая коррекция.

За основу были взяты основные методы:

  • психологическая диагностика;
  •  психологические беседы;
  • психологическое просвещение;
  • психологическая коррекция;
  • психологическое консультирование.

Психологическая поддержка предусматривает  осуществление работы  по трем направлениям:

·        информирование;

·        эмоциональная поддержка;

·        повышение значимости педагогической профессии.

Современная система образования требует от педагога как профессионала быстроты и точности его действий и должного уровня сформированности его эмоциональной сферы. Педагог, как субъект воспитательно-образовательного процесса, воздействует на личность ребенка через призму сформированности своей актуально-целостной сферы, поэтому, если он подвержен эмоциональному выгоранию», то нуждается не только в психо-терапевтической помощи, но и в приобретении конструктивных навыков саморегулирования

субъективной личностной сферы.

Понимая значимость проблемы  и организуя психологическую помощь воспитателям по поддержанию и улучшению их эмоционального и физического самочувствия,  нами начата работа по обучению воспитателей осознанному управлению собственными эмоциональными состояниями, приемам и способам саморегуляции. 

Для решения   задачи по снижению негативных переживаний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния,  организовывались  встречи педагогов с психологом на которых,  участники  обсуждали результаты диагностического обследования,  выявляли причины, влияющие на эмоциональное выгорание, делились своими  способами защиты от стресса: сон, прогулка, спорт, домашняя уборка, общение с животными, слушание музыки, массаж, увлечения. Проводились групповые консультации.

Для того, чтобы ознакомить педагогов с техниками  самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний для предупреждения и преодоления возможных последствий психического  перенапряжения, поддержания оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности был проведен диспут: «Влияние психоэмоционального состояния педагога детского сада на его  педагогическую деятельность».

В ходе диспута педагоги сделали вывод, что  немаловажную роль в сопротивлении выгоранию и преодолении этого состояния играет любовь к своей профессии, когда человек состоялся как специалист и  получает  моральное удовлетворение от своей деятельности. Кроме того, творческий потенциал  педагога,  потребность повышения  квалификации, участие  в инновационных проектах  являются мощными факторами  антивыгорания. 

Организованный  семинар на тему:  «Способы выхода из конфликтных ситуаций»   позволил сделать  вывод, что риск выгорания снижается при высокой профессиональной компетентности и высоком уровне развития грамотности общения.

Педагогом-психологом разработаны треннинговые занятия:

·     Азбука общения;

·     Эмоциональная сфера и др.

На занятиях участники с большим интересом знакомились с понятием и критериями психологического здоровья, техникой развития позитивного мышления, способами регулирования своего эмоционального состояния, механизмами психологической защиты, упражнениями на умение  расслабляться. В ходе работы с педагогом-психологом для укрепления уверенности и жизнерадостности как ресурсов  «антивыгорания» педагоги  овладели навыками позитивного мышления, которое  придаёт уверенность в трудных жизненных ситуациях, создаёт почву для преодоления жизненных стрессов. Педагоги  в ходе сеансов с психологом хорошо усвоили, что мысли, убеждения, внутренний диалог оказывают созидающее влияние на жизнь человека в целом. Значительно развивает сопротивление выгоранию активный  отдых, включающий в себя различные формы здорового образа жизни.

 «Не выгорать»  позволяют и техники стрессоустойчивости, упражнения по саморегуляции предложенные педагогом-психологом.

 Так как специалисты  (Гозилек Э., Бойко В.В., 1996) обращают особое внимание на необходимость проведения профилактической работы, она была взята за основу в работе с педагогами. И поскольку синдром выгорания зачастую возникает вследствие появления стрессовых состояний, педагогов необходимо было обучить навыкам отреагирования негативных эмоций (гнева, раздражения и др.), умения справляться с критикой. Для этого  им рекомендовано делать специальные упражнения по саморегуляции.

Работая по данной программе, мы разработали рекомендации по проблеме сохранения здоровья педагога,  сформировали у педагогов потребность к здоровому образу жизни, оказали помощь педагогам в  организации деятельность в рамках рабочего дня без нанесения ущерба их здоровью.

Мониторинг эффективности реализации программы показал – у  педагогов, прошедших курс практических занятий наблюдаются следующие позитивные изменения:

- снижается эмоциональная нестабильность, уровень тревожности и нервно-психического напряжения;
- уменьшается общая неудовлетворенность;
- формируется привычка к здоровому образу жизни, позитивному мировоззрению;
- педагоги видят смысл в том, что делают и ценят свою работу.

Таким образом, результаты показывают,  что педагоги в возрасте от 40 лет стали проявлять значительную активность в социальных контактах, научились снимать эмоциональное перенапряжение с помощью треннинговых упражнений самостоятельно, у них повысился  уровень эмоциональной устойчивости.

У педагогов в возрасте от двадцати до сорока лет после встреч на теннинговых занятиях   значительно снизился уровень личной и ситуативной тревожности.

 Выполненное исследование вносит определенный вклад в решение проблемы психологической коррекции профессионального выгорания педагогов. Перспективными являются разработки в области профилактики профессионального выгорания в рамках концепции динамики эго-идентичности в нормативных кризисах развития личности взрослого человека, разработки стратегии индивидуального консультирования в зависимости от фазы выгорания, педагогического стажа и структуры эго-идентичности.

Необходимость продолжения этой работы закономерна, она должна быть комплексной, психологической, организационной, направленной на коррекцию нарушений психического состояния и, при необходимости, на улучшение психологического климата в коллективе, оптимизацию труда педагога.

Самочувствие педагогов далеко не личное дело, от него напрямую зависят стиль и направленность взаимодействия с детьми, интенсивность, креативность и качество работы.

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: privet (23.11.2013)
Просмотров: 4351 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz