Вход

Регистрация
Главная
 
СП "Детский сад "Аленушка" ГБОУ СОШ с. Исаклы 
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [23]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 77
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

работа по профилактике профессионального выгорания с педагогами ДОУ

РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ  С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ ДОУ.

Российская Федерация, Самарская область,

 Исаклинский район, с. Исаклы,

МДОУ Исаклинский детский сад «Аленушка»

e-mail: bashkirova_ev@mail.ru

 

В настоящее время важность работы по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса не вызывает сомнений.

В процессе любой работы люди испытывают физические и нервно-психические нагрузки. Известно, что работа педагогов связана с большими нагрузками. Речь идёт в основном об обстановке на работе, требующей  постоянного внимания и напряжения, большом количестве контактов с разными людьми, необходимости быть всегда в «форме»,  отсутствии эмоциональной разрядки. Специфика работы педагогов требует от них активизации всех физических и душевных сил, а увеличение стажа работы и возраста   приводит  к накоплению усталости, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, эмоциональному выгоранию. При синдроме  «выгорания» снижается уровень самооценки, появляется негативное отношение к своей профессии, сознательное ограничение своих возможностей. Синдром  «выгорания»  - весьма серьёзное препятствие для развития в дошкольном учреждении инновационных процессов.

Всё это отрицательно влияет на эффективность профессиональной деятельности самого педагога.  Поэтому выгорание как проблема  попадает в поле зрения не только психологов, психотерапевтов, но и работодателей, заинтересованных в энергичных сотрудниках. Только психологически здоровый педагог может правильно общаться с детьми и воспитать здоровую личность.

По запросу администрации нашего детского сада было проведено диагностическое обследование на выявление признаков профессионального выгорания у педагогов и специалистов, работающих с детьми. В ходе него были получены результаты,  дающие представление  о состоянии психологического здоровья педагогов нашего учреждения.  Участниками обследования стали педагоги в возрасте:

·                                   20-30 лет – 33%

·                                   30-40 лет – 16%

·                                   40 лет и выше – 51%.

Стаж педагогической работы участников обследования:

  • До 3-х лет – 18%
  • 3-10 лет – 19%
  • 10-20 лет – 18%
  • 20 лет и выше – 45%

Образование педагогов:

  • Высшее –  45%
  • Незаконченное высшее – 9%
  • Среднее профессиональное – 37%
  • Другое – 9%

Насыщенность работы стрессовыми факторами отмечена у третьей части педагогического коллектива, большая часть педагогов не обращает внимание на собственное здоровье, имеет по 2-3 хронических соматических заболевания.

   Для значительного числа педагогов характерны  эмоциональная неустойчивость, напряжённость, слабый уровень активности в социальных контактах, неумение  снимать эмоциональное перенапряжение, возможные проявления  депрессивного состояния.

 54% педагогов ДОУ имеют низкий уровень эмоциональной устойчивости,

               и только 7 % - высокий уровень эмоциональной устойчивости.

 

Уровень эмоциональной устойчивости:

 

Из 16 участвовавших в исследовании педагогов 31% имеют высокий уровень личностной тревожности, 56% - высокий уровень ситуационной тревожности. Ощущают перегрузки в работе  часто – 69%, всегда – 8%.

 

Встал вопрос о необходимости проведения профилактической работы психолога с педагогическим коллективом.

 Определены  основные направления профилактики профессионального выгорания сотрудников:

  • психологическая поддержка;
  • психологическое консультирование;
  • психологическая коррекция.

Основные методы:

  • психологическая диагностика;
  •  психологические беседы;
  • психологическое просвещение;
  • психологическая коррекция;
  • психологическое консультирование.

Психологическая поддержка предусматривает осуществление работы  по трем направлениям:

·         информирование;

·         эмоциональная поддержка;

·         повышение значимости педагогической профессии.

  Был разработан  долгосрочный  проект, посвящённый  профилактике профессионального выгорания.

Основные цели проекта:

 1. Профилактика и преодоление синдрома профессионального  выгорания педагогов.

           2.  Развитие психологической компетентности всех участников образовательного процесса.

Задачи проекта:

1. Снижение негативных переживаний и трансформация их в    положительные эмоциональные состояния.

 2. Ознакомление с техниками  самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического  перенапряжения, поддержания оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности.

               3. Формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции своих  

               эмоциональных состояний.

 

Проект был разработан в форме тренинговых занятий. На встречах  участники  обсуждали результаты диагностического обследования,  выявляли причины, влияющие на эмоциональное выгорание, делились своими  способами защиты от стресса: сон, прогулка, спорт, домашняя уборка, общение с животными, слушание музыки, массаж, увлечения. С большим интересом знакомились с понятием и критериями психологического здоровья, техникой развития позитивного мышления, способами регулирования своего эмоционального состояния, механизмами психологической защиты, упражнениями на умение  расслабляться. В ходе работы с педагогом-психологом для укрепления уверенности и жизнерадостности как ресурсов  «антивыгорания» педагоги  овладели навыками позитивного мышления, которое  придаёт уверенность в трудных жизненных ситуациях, создаёт почву для преодоления жизненных стрессов. Педагоги  в ходе сеансов с психологом хорошо усвоили, что мысли, убеждения, внутренний диалог оказывают созидающее влияние на жизнь человека в целом.

В рамках работы над проектом  был  проведён семинар  на тему: «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьёй». Обсуждая проблему, педагоги пришли к выводу, что риск выгорания снижается при высокой профессиональной компетентности и высоком уровне развития грамотности общения.

Большой интерес вызвал  диспут  на тему: «Влияние психоэмоционального состояния педагога детского сада на его  педагогическую деятельность». В ходе которого выяснили, что  немаловажную роль в сопротивлении выгоранию и преодолении этого состояния играет любовь к своей профессии, когда человек состоялся как специалист и  получает  моральное удовлетворение от своей деятельности. Кроме того, творческий потенциал  педагога,  потребность повышения  квалификации, участие  в инновационных проектах  являются мощными факторами  антивыгорания. 

Значительно развивает сопротивление выгоранию активный  отдых, включающий в себя различные формы здорового образа жизни. «Не выгорать»  позволяют техники стрессоустойчивости, упражнения по саморегуляции. Педагогу, чтобы не оказывать пагубного влияния на тех, с кем он общается (прежде всего, на детей и их родителей), следует разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, найти выход из стрессовой ситуации, то есть начать с себя.

Важно помнить: сотрудники, склонные к эмоциональному «выгоранию», обычно самые творческие, эмоциональные  и инициативные. И если администрация  заинтересована в закреплении квалифицированных и проверенных кадров, нужно поддерживать их в работоспособном состоянии.

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: privet (04.06.2011)
Просмотров: 3623 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2019
    Конструктор сайтов - uCoz