РАБОТА
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ВЫГОРАНИЯ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ
ДОУ.
Российская Федерация, Самарская область,
Исаклинский
район, с. Исаклы,
МДОУ Исаклинский детский сад «Аленушка»
e-mail: bashkirova_ev@mail.ru
В
настоящее время важность работы по сохранению и укреплению здоровья всех
участников образовательного процесса не вызывает сомнений.
В
процессе любой работы люди испытывают физические и нервно-психические нагрузки.
Известно, что работа педагогов связана с большими нагрузками. Речь идёт в
основном об обстановке на работе, требующей
постоянного внимания и напряжения, большом количестве контактов с
разными людьми, необходимости быть всегда в «форме», отсутствии эмоциональной разрядки. Специфика
работы педагогов требует от них активизации всех физических и душевных сил, а
увеличение стажа работы и возраста
приводит к накоплению усталости,
снижению работоспособности, повышенной утомляемости, эмоциональному выгоранию.
При синдроме «выгорания» снижается
уровень самооценки, появляется негативное отношение к своей профессии,
сознательное ограничение своих возможностей. Синдром «выгорания»
- весьма серьёзное препятствие для развития в дошкольном учреждении
инновационных процессов.
Всё
это отрицательно влияет на эффективность профессиональной деятельности самого
педагога. Поэтому выгорание как
проблема попадает в поле зрения не только
психологов, психотерапевтов, но и работодателей, заинтересованных в энергичных
сотрудниках. Только психологически здоровый педагог может правильно общаться с
детьми и воспитать здоровую личность.
По запросу администрации
нашего детского сада было проведено диагностическое обследование на выявление
признаков профессионального выгорания у педагогов и специалистов, работающих с
детьми. В ходе него были получены
результаты, дающие представление о состоянии психологического здоровья
педагогов нашего учреждения. Участниками
обследования стали педагоги в возрасте:
·
20-30 лет – 33%
·
30-40 лет –
16%
·
40 лет и выше
– 51%.
Стаж
педагогической работы участников обследования:
- До 3-х лет – 18%
- 3-10 лет – 19%
- 10-20 лет – 18%
- 20 лет и выше – 45%
Образование
педагогов:
- Высшее – 45%
- Незаконченное высшее – 9%
- Среднее профессиональное – 37%
- Другое – 9%
Насыщенность
работы стрессовыми факторами отмечена у третьей части педагогического
коллектива, большая часть педагогов не обращает внимание на собственное
здоровье, имеет по 2-3 хронических соматических заболевания.
Для значительного числа педагогов
характерны эмоциональная неустойчивость,
напряжённость, слабый уровень активности в социальных контактах, неумение снимать эмоциональное перенапряжение, возможные проявления депрессивного состояния.
54% педагогов ДОУ имеют низкий уровень
эмоциональной устойчивости,
и только 7 % - высокий уровень
эмоциональной устойчивости.
Уровень
эмоциональной устойчивости:
Из 16 участвовавших в исследовании педагогов 31% имеют высокий уровень
личностной тревожности, 56% - высокий уровень ситуационной тревожности.
Ощущают перегрузки в работе часто – 69%,
всегда – 8%.
Встал вопрос о необходимости
проведения профилактической работы психолога с педагогическим коллективом.
Определены основные
направления профилактики профессионального выгорания сотрудников:
- психологическая
поддержка;
- психологическое
консультирование;
- психологическая
коррекция.
Основные методы:
- психологическая
диагностика;
- психологические беседы;
- психологическое
просвещение;
- психологическая
коррекция;
- психологическое
консультирование.
Психологическая
поддержка предусматривает осуществление работы по трем направлениям:
·
информирование;
·
эмоциональная поддержка;
·
повышение значимости педагогической профессии.
Был
разработан долгосрочный проект, посвящённый профилактике профессионального выгорания.
Основные
цели проекта:
1. Профилактика и преодоление синдрома
профессионального выгорания педагогов.
2. Развитие психологической компетентности всех
участников образовательного процесса.
Задачи
проекта:
1.
Снижение
негативных переживаний и трансформация их в
положительные эмоциональные состояния.
2. Ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных
состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий
психического перенапряжения, поддержания
оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной
деятельности.
3. Формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции своих
эмоциональных
состояний.
Проект был разработан в
форме тренинговых занятий. На встречах участники
обсуждали результаты диагностического
обследования, выявляли причины, влияющие
на эмоциональное выгорание, делились своими
способами защиты от стресса: сон, прогулка, спорт, домашняя уборка,
общение с животными, слушание музыки, массаж, увлечения. С большим интересом
знакомились с понятием и критериями психологического здоровья, техникой
развития позитивного мышления, способами регулирования своего эмоционального
состояния, механизмами психологической защиты, упражнениями на умение расслабляться. В ходе работы с
педагогом-психологом для укрепления уверенности и жизнерадостности как
ресурсов «антивыгорания» педагоги овладели навыками позитивного мышления,
которое придаёт уверенность в трудных
жизненных ситуациях, создаёт почву для преодоления жизненных стрессов. Педагоги
в ходе сеансов с психологом хорошо
усвоили, что мысли, убеждения, внутренний диалог оказывают созидающее влияние
на жизнь человека в целом.
В
рамках работы над проектом был проведён семинар на тему: «Способы выхода из конфликтных
ситуаций в работе с семьёй». Обсуждая проблему, педагоги пришли к выводу, что
риск выгорания снижается при высокой профессиональной компетентности и высоком
уровне развития грамотности общения.
Большой
интерес вызвал диспут на тему: «Влияние психоэмоционального
состояния педагога детского сада на его
педагогическую деятельность». В ходе которого выяснили, что немаловажную роль в сопротивлении выгоранию и
преодолении этого состояния играет любовь к своей профессии, когда человек
состоялся как специалист и получает моральное удовлетворение от своей
деятельности. Кроме того, творческий потенциал
педагога, потребность
повышения квалификации, участие в инновационных проектах являются мощными факторами антивыгорания.
Значительно
развивает сопротивление выгоранию активный
отдых, включающий в себя различные формы здорового образа жизни. «Не
выгорать» позволяют техники
стрессоустойчивости, упражнения по саморегуляции. Педагогу, чтобы не оказывать
пагубного влияния на тех, с кем он общается (прежде всего, на детей и их
родителей), следует разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами,
найти выход из стрессовой ситуации, то есть начать с себя.
Важно
помнить: сотрудники, склонные к эмоциональному «выгоранию», обычно самые творческие,
эмоциональные и инициативные. И если администрация
заинтересована в закреплении
квалифицированных и проверенных кадров, нужно поддерживать их в работоспособном
состоянии.
|