СОЗДАНИЕ
УСЛОВИЙ В ДОУ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОПАСНЫХ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА И
ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПРИРОДЫ СИТУАЦИЯХ
|
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать
|
|
|
Современная
жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности,
потребовала обучения воспитанников и их родителей безопасному поведению в
сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического
неблагополучия. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в
вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма
небезопасной для него. Люди, улица,
дорога, дом, природа - все таит опасность для малышей входящих в неизведанный
мир и наша задача педагогов, родителей, воспитателей обеспечить безопасность и
здоровый образ жизни нашим детям.
Овладеть элементарными навыками поведения в природе, развить
самостоятельность и ответственность у
дошкольников, сформировать представление об опасных для человека и окружающего
мира природы ситуациях и способах поведения в них, приобщить к
правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения
- задачи, которые
мы решаем с помощью различных форм и методов работы с детьми.
Для решения
выше обозначенных задач в ДОУ:
1. Определено содержание работы по проблеме
обучения детей основам безопасности в окружающем мире;
2. Разработаны
формы организации деятельности с педагогами, детьми и родителями;
3. Разработано
планирование;
4. Подготовлены
наглядно-дидактические материалы;
5. Подготовлено
методическое обеспечение данного направления работы.
Работа по
воспитанию навыков безопасного поведения в природе у детей дошкольного возраста строится на
следующих принципах: системности, сезонности, учета возрастных особенностей,
преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи.
Данная работа
ведется через:
Ø непосредственную
образовательную деятельность;
Ø совместную
деятельность взрослых и детей (драматизация сказок, беседы, чтение
художественной литературы, наблюдения)
Ø самостоятельную деятельность (игры).
При
планировании психолого-педагогической работы с дошкольниками такие формы работы
с детьми как:
Ø
целевые прогулки и экскурсии;
Ø
туристические походы;
Ø
экологические акции;
Ø элементарная
поисковая деятельность детей;
Ø
проектная деятельность;
Ø
экологические развлечения;
целесообразно вынести
в режимные моменты.
Природа
окружает ребенка с ранних лет. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и
сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, во многом зависит от
взрослых, направляющих его развитие. Взаимодействие человека с природой -
чрезвычайно актуальная проблема современности,
с каждым годом она становится острее.
Организация
целевых прогулок и экскурсий позволяет увидеть красоту и многообразие природы. Наш
детский сад находится в непосредственной близости от парковой зоны и водоемов,
что дает возможность детям наблюдать, как люди бездумно относятся к водным источникам и окружающему миру
природы. В парке часто можно увидеть мусор оставленный отдыхающими, пляж сельского пруда после вечерних прогулок жителей
села, имеет очень неприглядный вид.
Приходя с
детьми к близлежащим родникам, мы невольно стали замечать, раскиданный мусор:
бутылки, пакеты и т.д. Мы стараемся
объяснить детям, как нужно вести себя на природе. Почему нельзя загрязнять
окружающую среду? Чем загрязнение окружающей среды грозит человечеству? На эти
и другие вопросы нам помогают найти ответ целевые прогулки и экскурсии с детьми:
- на пруд;
- к роднику;
- в парк;
- на поле и др.
Одной из
интересных форм работы с детьми,
является организация туристических походов.
Туризм - это не только полезное и приятное занятие, но и один из методов
познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления,
воспитания самостоятельности, приобретение трудовых и прикладных навыков.
Организация
таких походов позволяет привить бережное отношение к водным источникам и
природе родного края. Лучший итог любой туристической прогулки -
радость ребят и их вопросы: «А когда мы еще пойдем?». Туристические
походы мы организовываем:
- к родникам
Исаклинского края;
- в
лесополосу;
- к рекам
Исаклинского района Ганинка и Исаклинка и др.
Во время туристического
похода к роднику у наших воспитанников возникла идея провести акцию «За чистоту
родника!».
Для
того, чтобы привлечь внимание к данной проблеме дети предложили издать листовку
- обращение к жителям села с просьбой беречь родники, наши водные источники.
Они с увлечением работали над текстом листовки, предлагали разнообразный
дизайн. В результате кропотливой работы родился текст листовки, в которой дети
обращались к жителям села с просьбой бережно относиться к окружающей среде.
Затем экологический патруль вышел на улицы села, с целью привлечь внимание
взрослых к обозначенной проблеме, раздавая листовки, дети на прямую обращались
к взрослым, тем самым, привлекая внимание к ухудшению экологического состояния
водоемов.
После
проведения акции у детей осталась масса впечатлений и желание продолжить
работу. Так у них возникла идея создания плаката «Живи, родник, живи!», которая
была реализована в совместной деятельности. Дети и родители, при активной
помощи воспитателя, включившись в творческий процесс, проявили фантазию и
мастерство. Наш плакат был размещен в самом многолюдном месте нашего села.
Экологические
акции:
- «Живи,
родник, живи!»;
- «За чистоту
родного села»;
- «Берегите
лес – богатство нашей родины» и др.
Выходя
на прогулку, дети очень любят все тянуть в рот пробовать все что обнаружат
(траву, грибы, песок, камушки и т.д.)
все это может представлять
опасность для их здоровья и важно, что бы дети с малых лет знали об опасности,
которая ожидает их. Почему, это опасно, и какие последствия могут возникнуть?
На данный вопрос помогают ответить опыты со снегом, льдом, которые дети заносят с прогулки.
Проведя несложные манипуляции, ребенок
может увидеть, сколько грязи остается в блюдечке после того, как растает снег
или льдинка, и др.
«Почему?» - этот детский вопрос часто
приходится слышать нам, взрослым. Ведь
маленькому человеку необходимо познать огромный неизведанный мир, пропустив все
через себя, исследуя и экспериментируя. Способность дошкольника удивляться
миру, его эмоциональная чуткость наиболее ярко проявляются в том случае, если
педагог использует в своей работе интегрированный метод обучения, направленный
на развитие личности ребенка, его познавательных творческих способностей. Как
показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Экологические проекты для детей увлекательная игра в «ученых»,
«исследователей», «защитников природы».
В
ходе реализации проектов дети узнали, что существуют лекарственные и ядовитые растения, что не все
грибы съедобные и др.
Сочетание
различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном
целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и
познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на
полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения и впечатления,
ориентируясь на личный опыт дошкольника
- педагог старается создать атмосферу сотрудничества. Эффективность
такого подхода заключается еще в том, что он дает возможность дошкольнику
самому исследовать и экспериментировать, поддерживать любознательность и
интерес к проблеме, а так же применять полученные знания в той или иной
деятельности. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим
делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую
проблему.
Проекты,
реализованные нами:
-
«Лекарственные растения Исаклинского района»;
- «Вода – источник жизни»;
- «Что за чудо - родник»;
- «Живи, родник, живи!»;
- «Грибы наших лесов»;
- «Парк нашего детского сада» и др.
Все экологические проекты, разработанные нами, объединены
одной общей целью: формирование основ безопасности собственной
жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания.
Тем самым мы воспитываем у детей наблюдательность, бережное
отношение к окружающему миру, формируем представление об опасных для человека и
окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них, что способствует
развитию психических функций дошкольников.
Жизнь в
детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая, интересная
книга. Лучшими страницами этой книги могут стать экологические праздники – наиболее
действенное средство воспитания, способствующее всестороннему развитию ребенка.
Они будят в его душе интерес к окружающему, воспитывают любовь к природе
родного края.
На экологических
праздниках затрагивается и тема загрязнения окружающей среды:
- «День Земли»;
- «Праздник березки»;
- «Бал цветов»;
- «День птиц» и др.
Семья играет важную роль в
формировании основ безопасности и здорового образа жизни, поэтому вся организация
детской деятельности в группе происходит при непосредственном участии наших
родителей. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию
сотрудничества с семьей. Цель нашей
работы с родителями - объяснить актуальность, важность проблемы
безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной
проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего,
в семье. Для вовлечения родителей в
образовательный процесс мы используем различные формы и методы работы:
Ø семинары-практикумы;
Ø участие
в непосредственно-образовательной деятельности;
Ø совместные
экскурсии;
Ø участие в туристических походах;
Ø участие
в подготовке и проведении акций;
Ø подготовка
экологических праздников и развлечений и непосредственное участие;
Ø изготовление дидактических пособий;
Ø участие в
проектной деятельности;
Ø организация предметно-развивающей среды.
Усилия дошкольного
образовательного учреждения малоэффективны, если родители не станут
единомышленниками и помощниками в воспитании основ безопасности
жизнедеятельности детей.
Формирование основ безопасности
невозможно без интеграции различных образовательных областей: познание, социализация,
физическая культура, здоровье, что предусматривает взаимодействие всех
участников образовательного процесса: музыкального руководителя, инструктора по
физической культуре.
Организовывая
режимные моменты мы часто привлекаем социальные
структуры: районный отдел по делам молодежи, историко - краеведческий музей, службу
экологического контроля и охраны окружающей среды района, центральную районную
библиотеку, данные службы оказывают нам помощь
в проведении различных мероприятий, в том числе и информационную.
Работа по
формированию представлений об опасных для человека и окружающего мира природы
ситуациях и способах поведения в них, овладению элементарными навыками
поведения в природе, приобщению к правилам безопасного для человека и
окружающего мира природы поведения построенная таким образом дает положительные
результаты. Дети не только приобретают новые знания об общепринятых нормах
поведения, но и применяют их на практике, знают основные правила личной
безопасности, умеют формулировать, и объяснять необходимость их применения в
экстремальных ситуациях. Дети стали
бережнее относиться к природе родного края, и активно привлекают к этому
окружающих их людей.
Решение задач образовательной области
«Безопасность» позволит подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и
каждый из нас в отдельности в ответе за землю, и каждый может сохранять и преумножать
ее красоту. Ведь от этого зависит и наша безопасность и наше здоровье.
Заведующий Башкирова Е. В.
|