Вход

Регистрация
Главная
 
СП "Детский сад "Аленушка" ГБОУ СОШ с. Исаклы 
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [23]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 77
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ В ДОУ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОПАСНЫХ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПРИРОДЫ СИТУАЦИЯХ

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ В ДОУ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОПАСНЫХ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПРИРОДЫ СИТУАЦИЯХ

 

Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности – все избежать,
А где надо – на помощь позвать

 

 

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения воспитанников и их родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.  Люди, улица, дорога, дом, природа - все таит опасность для малышей входящих в неизведанный мир и наша задача педагогов, родителей, воспитателей обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям.  Овладеть элементарными навыками поведения в природе, развить самостоятельность и ответственность  у дошкольников, сформировать представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них, приобщить  к  правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения -  задачи,  которые  мы решаем с помощью различных  форм и методов работы с детьми.

Для решения выше обозначенных задач в ДОУ:

1.      Определено содержание работы по проблеме обучения детей основам безопасности в окружающем мире;

2.     Разработаны формы организации деятельности с педагогами, детьми и родителями;

3.     Разработано планирование;

4.     Подготовлены наглядно-дидактические материалы;

5.     Подготовлено методическое обеспечение данного направления работы.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения в природе  у детей дошкольного возраста строится на следующих принципах: системности, сезонности, учета возрастных особенностей, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи.

Данная работа ведется через:

Ø  непосредственную образовательную деятельность;

Ø  совместную деятельность взрослых и детей (драматизация сказок, беседы, чтение художественной литературы, наблюдения)

Ø   самостоятельную деятельность (игры).

 

При планировании психолого-педагогической работы с дошкольниками такие формы работы с детьми как: 

Ø целевые прогулки и экскурсии;

Ø туристические походы;

Ø экологические акции;

Ø элементарная поисковая деятельность детей;

Ø проектная деятельность;

Ø экологические развлечения;

целесообразно вынести  в режимные моменты.  

Природа окружает ребенка с ранних лет. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, во многом зависит от взрослых, направляющих его развитие. Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности,  с каждым годом она становится острее.

Организация целевых прогулок и экскурсий позволяет увидеть красоту и многообразие природы. Наш детский сад находится в непосредственной близости от парковой зоны и водоемов, что дает возможность детям наблюдать, как люди бездумно относятся  к водным источникам и окружающему миру природы. В парке часто можно увидеть мусор оставленный отдыхающими,  пляж сельского пруда после вечерних прогулок жителей села, имеет очень неприглядный вид.  

Приходя с детьми к близлежащим родникам, мы невольно стали замечать, раскиданный мусор: бутылки, пакеты и т.д.  Мы стараемся объяснить детям, как нужно вести себя на природе. Почему нельзя загрязнять окружающую среду? Чем загрязнение окружающей среды грозит человечеству? На эти и другие вопросы нам помогают найти ответ целевые прогулки и экскурсии с детьми:

- на пруд;

- к роднику;

- в парк;

- на поле и  др.

Одной из интересных  форм работы с детьми, является организация туристических походов.  Туризм - это не только полезное и приятное занятие, но и один из методов познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, приобретение трудовых и прикладных навыков. 

Организация таких походов позволяет привить бережное отношение к водным источникам и природе родного края.  Лучший итог любой туристической прогулки - радость ребят и их вопросы: «А когда мы еще пойдем?». Туристические походы мы организовываем:

- к родникам Исаклинского края;

- в лесополосу;

- к рекам Исаклинского района Ганинка и Исаклинка и др.

Во время туристического похода к роднику у наших воспитанников возникла идея провести акцию «За чистоту родника!».

            Для того, чтобы привлечь внимание к данной проблеме дети предложили издать листовку - обращение к жителям села с просьбой беречь родники, наши водные источники. Они с увлечением работали над текстом листовки, предлагали разнообразный дизайн. В результате кропотливой работы родился текст листовки, в которой дети обращались к жителям села с просьбой бережно относиться к окружающей среде. Затем экологический патруль вышел на улицы села, с целью привлечь внимание взрослых к обозначенной проблеме, раздавая листовки, дети на прямую обращались к взрослым, тем самым, привлекая внимание к ухудшению экологического состояния водоемов.

После проведения акции у детей осталась масса впечатлений и желание продолжить работу. Так у них возникла идея создания плаката «Живи, родник, живи!», которая была реализована в совместной деятельности. Дети и родители, при активной помощи воспитателя, включившись в творческий процесс, проявили фантазию и мастерство. Наш плакат был размещен в самом многолюдном месте нашего села.

Экологические акции:

- «Живи, родник, живи!»;

- «За чистоту родного села»;

- «Берегите лес – богатство нашей родины» и др.

Выходя на прогулку, дети очень любят все тянуть в рот пробовать все что обнаружат (траву, грибы, песок, камушки и т.д.)  все это может  представлять опасность для их здоровья и важно, что бы дети с малых лет знали об опасности, которая ожидает их. Почему, это опасно, и какие последствия могут возникнуть? На данный вопрос помогают ответить опыты со снегом,  льдом, которые дети заносят с прогулки. Проведя  несложные манипуляции, ребенок может увидеть, сколько грязи остается в блюдечке после того, как растает снег или льдинка, и др.

 «Почему?» - этот детский вопрос часто приходится слышать нам, взрослым.  Ведь маленькому человеку необходимо познать огромный неизведанный мир, пропустив все через себя, исследуя и экспериментируя. Способность дошкольника удивляться миру, его эмоциональная чуткость наиболее ярко проявляются в том случае, если педагог использует в своей работе интегрированный метод обучения, направленный на развитие личности ребенка, его познавательных творческих способностей. Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен.  Экологические проекты  для детей увлекательная игра в «ученых», «исследователей», «защитников природы».

В ходе реализации проектов дети узнали, что существуют  лекарственные и ядовитые растения, что не все грибы съедобные и др.

Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения и впечатления, ориентируясь на личный опыт дошкольника  - педагог старается создать атмосферу сотрудничества. Эффективность такого подхода заключается еще в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать любознательность и интерес к проблеме, а так же применять полученные знания в той или иной деятельности. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему.

Проекты, реализованные нами:

- «Лекарственные растения Исаклинского района»;

-  «Вода – источник жизни»;

-  «Что за чудо - родник»;

-  «Живи, родник, живи!»;

-  «Грибы наших лесов»;

-  «Парк нашего детского сада» и др.

Все экологические проекты, разработанные нами, объединены одной общей целью: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания.

Тем самым мы воспитываем у детей наблюдательность, бережное отношение к окружающему миру, формируем представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них, что способствует развитию психических функций дошкольников.

Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая, интересная книга. Лучшими страницами этой книги могут  стать экологические праздники – наиболее действенное средство воспитания, способствующее всестороннему развитию ребенка. Они будят в его душе интерес к окружающему, воспитывают любовь к природе родного края.

  На экологических праздниках затрагивается и тема загрязнения окружающей среды:

- «День Земли»;

- «Праздник березки»;

- «Бал цветов»;

- «День птиц» и др.

Семья играет важную роль в формировании основ безопасности и здорового образа жизни, поэтому вся организация детской деятельности в группе происходит при непосредственном участии наших родителей. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества с семьей. Цель нашей  работы с родителями - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.  Для вовлечения родителей в образовательный процесс мы используем различные формы и методы работы:

Ø семинары-практикумы;

Ø участие в непосредственно-образовательной деятельности;

Ø совместные экскурсии;

Ø  участие в туристических походах;

Ø участие в подготовке и проведении акций;

Ø подготовка экологических праздников и развлечений и непосредственное участие;

Ø  изготовление дидактических пособий;

Ø  участие в  проектной деятельности;

Ø  организация предметно-развивающей среды.

Усилия дошкольного образовательного учреждения малоэффективны, если родители не станут единомышленниками и помощниками в воспитании основ безопасности жизнедеятельности детей.

Формирование основ безопасности невозможно без интеграции различных образовательных областей: познание, социализация, физическая культура, здоровье, что предусматривает взаимодействие всех участников образовательного процесса: музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.

Организовывая режимные моменты мы часто  привлекаем   социальные структуры: районный отдел по делам молодежи, историко - краеведческий музей, службу экологического контроля и охраны окружающей среды района, центральную районную библиотеку, данные службы  оказывают нам помощь в проведении различных мероприятий, в том числе и  информационную.

Работа по формированию представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них, овладению элементарными навыками поведения в природе, приобщению  к  правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения построенная таким образом дает положительные результаты. Дети не только приобретают новые знания об общепринятых нормах поведения, но и применяют их на практике, знают основные правила личной безопасности, умеют формулировать, и объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях. Дети  стали бережнее относиться к природе родного края, и активно привлекают к этому окружающих их людей.  

 Решение задач образовательной области «Безопасность» позволит подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за землю, и каждый может сохранять и преумножать ее красоту. Ведь от этого зависит и наша безопасность и наше здоровье.

 

Заведующий Башкирова Е. В.

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: privet (08.12.2011)
Просмотров: 3729 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz